БИЗНЕС КАК МУЗЫКА.ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ КОМПАНИИ.

1. Главная задача создателя бизнеса - построение своей компании!

Построение компании включает в себя ответы на следующие основные вопросы:

  • Предназначение компании. Зачем создана компания?
  • Ключевые ценности компании. Какие незыблемые принципы лежат в основании компании и являются её фундаментом? Что допустимо в работе компании, а что категорически неприемлемо?
  • Стратегические цели компании. Каких результатов должна достигнуть компания за 5, 10, 25 лет?
  • Архитектура компании. Будет ли компания иметь условно-жесткую (иерархическую) структуру управления или это будет нечто вроде артели или кооператива ? А может это группа или сеть проектных команд?
  • Основные бизнес-процессы. Какие процессы должны всегда безукоризненно работать чтобы идти к цели и не выходить за рамки допустимых отклонений?
  • Кадры решают всё! Кто, как, когда их нанимает, обучает, аттестовывает и увольняет?
  • Финансовая модель. Кто и как принимает решения о выделении и расходовании денежных средств?
  • Маркетинг. Кто и как принимает решения о том как нужно оценивать рынок? Как изучать поведение клиентов? Как продвигать компанию, продукты и услуги на рынке. На какие рынки стоит выходить а на какие нет и почему.
  • Разработка продукта. Кто и как принимает решения о разработке и внедрении новых продуктов и услуг, а также о снятии с продаж устаревших?
  • Расширение компании. Кто и как принимает решения об открытии филиалов, создании дилерской сети, продажи франшиз, а также о закрытии устаревших или изживших себя решений?
  • Выход из бизнеса. Жизнь человека - конечна. Стоит с самого начала предусмотреть и прописать процедуру выхода собственника из бизнеса в различных вариациях.
  • Жизнь вне и после бизнеса. Бизнес дает дополнительное личное время и деньги. Однако он точно не дает ответа на вопрос как этим распоряжаться : безудержно тратить на бездумное потребление, машины, яхты и "золотые унитазы" или сделать нечто, что улучшит среду нашего (прежде всего свою и своих близких) обитания. Будут ли это благотворительные, общественные проекты или другая деятельность - лучше решить и записать сразу. Увы, бывает, что бизнес превращается в "чемодан без ручки" и порождает личные проблемы. НО важно не это а то, что мысли - материальны. А мысли, записанные - исполнимы. Поэтому лучше записать что делать с бизнесом и его результатами при различных вариантах развития событий и делать это!


Предпринимательская деятельность - это ремесло, то есть это именно сама деятельность, а не рассказ о ней. Ремесло, в отличие от науки, требует навыков и потому не может быть познано путем изучения книг, журналов, кино или лекций и семинаров - рассказов других людей.

Так что дерзайте - делайте, пробуйте, ошибайтесь, исправляйте ошибки и снова пробуйте!
Надеемся, что наши материалы, помогут избежать некоторых известных ошибок и сэкономят время и силы.
Помните главное, что именно люди дела являются двигателем этого мира, а это значит, что…

«Руководствуясь достойными намерениями, я смею всё!» (И.Ефремов. “Час быка”)


2. Общий план построения компании

"Лишь в конце работы мы обычно узнаём, с чего её нужно было начинать...."
Блез Паскаль

В общей сложности, предстоит выполнить 60+ задач (см. в Yougile).
В общий план не входят работы связанные с:
  • автоматизацией бизнес-процессов. К вопросу автоматизации можно приступать только после наведения порядка в бизнес-процессах компании, т.к. автоматизировать хаос нет смысла.
  • постановкой управленческого/налогового/бухгалтерского учета
  • системой маркетинга - учет и маркетинг подразумевается уже исправно функционирующим.

1. Определение текущего состояния

"Все успешные бизнесы похожи друг на друга, каждая проблемная компания несчастлива по своему."

Прежде чем начать что-либо строить необходимо:

  1. Определить текущее состояние: свое и своего предприятия.
  2. Определить состояние окружающей среды.
  3. Найти ключевую проблему.

 
Ответить на ключевые вопросы:

  • Что нужно изменить?
  • На что изменить?
  • Как обеспечить перемену и какие нужны ресурсы?

 
Результаты выполнения шага

Тренды отрасли
Показатели компании
Сравнение с конкурентами
Карта ключевых проблем компании 

2. Постановка целей 

"Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным."
Луций Анней Сенека, римский философ и государственный деятель.

Правильная постановка целей заключается не столько в набивших всем оскомину технических методах SMART, PURE, CLEAR и прочих, сколько в сущностной взаимоувязке и упорядочивании целей по мере их вложенности одна в другую, т.е. в определении Вектора Целей представляющего собой русскую матрёшку.

Результаты выполнения шага

  • Вектор целей учредителей
  • Вектор целей ген.директора

3. Организация постановщика целей 

"Тот, кто ставит перед собой четкие цели и непоколебимо пытается их добиться — приговорен к успеху. Это — закон Вселенной"
Сесил Блаунт де Милль, Американский кинорежиссёр.

Данный блок посвящен определению и созданию субъекта, т.е. того, кто должен выполнять наиважнейшую и единственную задачу - постановки вектора целей на уровне своей ответственности.

В западном менеджменте данный блок просто (случайно ли?) отсутствует. Всех учат тому как правильно ставить цели и как их достигать, но никто не учит тому кто и какие должен ставить цели и как их согласовывать между собой устраняя их внутреннюю противоречивость. А ведь именно субъектность (способность человека быть причиной вне зависимости от других людей), как верно подмечено американским кинорежиссером и определяет успех.

Результаты выполнения шага

  • Приборные панели и учетные реестры
  • Базовая финансовая модель
  • Системы планирования 

4. Построение системы управления

"Каждый воин должен понимать свой маневр. Тайна есть только предлог, больше вредный, чем полезный. Болтун и без того будет наказан. "
А.В.Суворов

Любая система должна строиться для уменьшения количества принимаемых решений.

  • Правильная система управления должна требовать от человека на самом верху принятия, условно говоря, одного решения в год.
  • Правильная система безопасности должна уменьшать количество сигналов, на которые должен реагировать наблюдатель, а не увеличивать их.
  • Правильные система партнерства должна уменьшать количество совместных обсуждений, а не увеличивать их.
  • Правильная система мотивации должна уменьшать количество контролирующих действий, а не увеличивать их.
  • Правильная система организации своего времени должна не давать думать о "делать/не делать", а заставлять в нужное время просто выполнять нужные действия по расписанию.
  • Правильная система построения системы должна уменьшать количество вопросов "почему все устроено именно так?", а не рождать эти вопросы.

Результаты выполнения шага

  • Внешние и внутренние продукты
  • Ключевые бизнес-процессы
  • Принципиальная схема компании
  • Штатное расписание
  • Контрольная карта должностей
  • Базовые корпоративные стандарты
  • Контрольные метрики постов
  • Зарплатные модели
  • Должностные инструкции

Неправильная система управления - это как в басне "Лебедь, Рак и Щука"

5. Организация обратных связей 

"Прямо поедешь голову сложишь, направо поедешь - коня потеряешь, налево поедешь- меча лишишься."

Принято считать, что обратные связи являются частью системы управления. Однако, практика показывает, что это не совсем верно, точнее это в корне неверно.

Данный блок посвящен организации достаточно точных, своевременных и надежных обратных связей, обеспечивающих систему управления необходимыми для принятия верных управленческих решений данными.

Результаты выполнения шага

  • Контрольная карта обратных связей

6. Создание демпферов и ускорителей

"В иное место дорога широка, да назад узка."

Результативность работы всей системы зависит от производительности ее самого узкого места – самого слабого звена системы. При этом другие звенья работают с неполной загрузкой, растрачивая понапрасну ресурсы организации.

Результаты выполнения шага

  • Контрольная карта “узких” мест 

7. Разведка и контрразведка 

"Противника изучить — ключ к победе добыть."

Главное не только построить процессы добычи информации, но и правильно оценивать поступающие данные.

Сидор Артемьевич Ковпак, все донесения разведки делил на три части:

  • "Сам Видел"
  • "Хлопцы сказали" 
  • "Думаю что "
Это замечательный подход к сообщаемой информации, которому, увы немногие следуют.

Результаты выполнения шага
  • Контрольная карта разведки
  • Контрольная карта контрразведки

8. Защита и резервирование 

«Пусть все без страха жалуют к нам в гости! А если кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»
Александр Невский

Основные задачи руководителя заключаются в том, чтобы:

  1. Проводить политику
  2. Заниматься продвижением
  3. Заниматься планированием
  4. Добиваться от сотрудников, чтобы они выполняли свою работу полностью и в срок.

 
Вопросы защиты созданного актива лежат ВНЕ сферы ответственности руководителя организации, и за них отвечает владелец компании. При этом элементы системы защиты пронизывают ВСЕ организационные блоки и создаются по мере формирования оных.

Лучшая защита - это ... не только нападение :-)

Результаты выполнения шага

  • Контрольная карта защиты бизнеса

Контакты

Телеграм